Вдохновляющие истории: Дмитрий Болашев, создатель бренда «Самае маё».

Вдохновляющие истории: Дмитрий Болашев, создатель бренда «Самае маё».

С детства мечтал о фабрике. Как бывший айтишник стал шить «Чистую совесть», «Собальники» и другие интересные вещи

Дмитрий Болашев с детства мечтал о собственной фабрике. Однако в 90-х занялся продажей компьютеров, а потом — разработкой сайтов. Но в итоге воплотить мечту в жизнь все-таки удалось: он создал бренд «Самае маё», под которым выпускаются изделия, помогающие организовать пространство, хранить вещи и поддерживать порядок. Это мягкие корзины для хранения вещей дома, сумочки для мелочей, гамаки для животных и многое другое.

Дмитрий рассказал «Про бизнес», откуда черпает вдохновение для новых идей, как продвигает бизнес с нуля в социальных сетях и почему фабрикантом быть круче, чем айтишником.

— С детства мне нравился образ фабриканта. В самом слове есть нечто особенное. Но судьба распорядилась иначе. После института с середины 90-х я занимался продажами компьютеров. Помню еще 286-е машины с пятидюймовыми «флоппиками» и могу рассказать, чем «белая» сборка отличалась от «желтой»:) А с 1998 года и до конца нулевых переключился на разработку сайтов и интернет-систем.

Но однажды, лет 7−8 назад, я поехал на очередную «переобувку» авто и, изрядно испачкавшись, подумал, что носить и хранить колеса в специальных чехлах было бы гораздо удобнее.


Решение принял быстро: купил швейную машину, несколько метров материала, сел и сшил придуманное. Друзья оценили изделие, а первые продажи через шиномонтажи подлили масла в предпринимательский огонь.


Так детская мечта о своей, настоящей, фабрике обрела некие реальные контуры, и я с головой отдался новому делу.

Всего за несколько лет на пару с партнером и небольшим коллективом сотрудников я придумал и запустил в серию более 30 подобных продуктов. Но, к сожалению, через пару лет у нас возникли разногласия. И я ушел создавать свой новый бренд.

О запуске бренда и первых продуктах

Так появилась фабрика «Самае маё» — проект, в который я вложил 13 месяцев жизни, а в финансовом плане — около $ 50 тыс. Большая часть времени и денег ушла на создание самой продукции. Стоимость разработки любого изделия составляет $ 1−3 тыс.

Сегодня в портфеле компании — две линейки из 14 продуктов. В планах на ближайший год — еще как минимум полтора десятка вещей.

Расскажу историю двух любимых продуктов.

Первая история. Очередной выезд на рыбалку + пес на задних сиденьях = химчистка салона. Воскресная лыжная прогулка + пес на задних сиденьях (одеяло — накидка на сиденья протекло) = химчистка салона… И так каждый раз.

Мы определили и описали проблему, расставили приоритеты, изучили конкурентов, придумали и добавили будущему изделию новые свойства и функции — получили специальный непромокаемый гамак для собак. Проработали макет в материале, определились с конструкцией и кроем. Сделали пробную мини-серию и отдали первые изделия протестировать друзьям и знакомым.

В следующий выезд за грибами пес резвится на задних сиденьях уже в непромокаемом гамаке… Ура! Задача решена, я начинаю экономить на химчистке.

Итог — копилка продуктов «Самае маё» пополнилась защитником обивки автомобиля под названием «С нами пес». В него можно вылить литров 5 грязи, и задние сиденья машины останутся нетронутыми. За несколько «вжиков» застежкой-молнией он трансформируется из небольшого гамака на одно заднее сиденье в полноценную броню для салона от двери до двери машины.

Вторая история подтолкнула меня к разработке «штуки», нужной любому путешественнику. Однажды на границе я не нашел страховку на машину. Расстроился, вылетел из очереди, потратил много времени и денег. А сразу после прохождения границы наткнулся на потерянный документ в одном из карманов рюкзака. Пару месяцев спустя я искал на парковке аэропорта паспорт. Паспорт я откопал в чемодане, но кучу нервов потратил.

Зато еще в полете придумал нужную вещь — специальный дорожный бумажник с отделениями для страховок, железнодорожных или авиабилетов, пластиковых карт и отдельным отсеком на молнии для паспорта, купюр, монет и всего такого. Чтобы все в одном месте, под постоянным контролем. Причем я сделал бумажник таким, чтобы билеты, страховки и другие документы не приходилось складывать.

Как выяснилось, проще всего — придумывать новые продукты и выпускать их. Но существует несколько проблем, которые сильно осложняют и без того непростую жизнь белорусского фабриканта.

1. Отсутствие новых материалов. Существующие поставщики особо не напрягаются и годами возят ходовые ткани черного или… черного цвета. Кашу из такого ассортиментного «топора» варить непросто, приходится выезжать на зарубежные выставки или прямиком к производителям.

2. Невозможность пробовать новые производственные технологии. Я, например, мечтаю поработать с композитами и полимерами. Увы, пока несколько очень классных и перспективных продуктов ждут своего технологического часа.

Про такие мелочи, как невозможность изготавливать экспериментальные партии металлических деталей или деревообработку нужного качества за разумные деньги, даже и говорить не хочу.

Как устроен процесс

Я развиваю свой бренд, помня об ошибках прошлого проекта. В каких-то моментах мне помогает ИТ-опыт: в традиционный бизнес добавлены свежие подходы к организации производства, отношениям с поставщиками, подрядчиками, постановке задач, их анализу и реализации.

В «Самае маё» все, что не относится к разработке новых продуктов или не генерирует интеллектуальную собственность, отдано на аутсорсинг. Пошив обеспечивают швеи-надомницы с регистрацией индивидуального предпринимателя. Все расчеты принципиально веду «в белую», по договорам с накладным, актами и прочими «бантиками». На сегодняшний день постоянной загрузкой обеспечены 3−4 человека. При необходимости могу поставить «под штык» 14−15 швей.

Фактически компания непосредственно производит процессы: поиск и определение проблем, поиск решений, постановка задач, анализ конкурентных решений, проектирование, тиражирование и так далее.

«Аутсорсинговый» подход к выпуску продукции позволяет быстро, скачкообразно наращивать производственную мощность и при этом не вкладывать миллионы долларов в техническую базу, которая быстро устаревает и сложно модернизируется.

Я даже могу назвать «Самае маё» стартапом. Свою основную задачу на сегодняшний день я вижу в формализации процессов, их описании и построении производственной информационной системы. Будущая система — основа для тиражирования, база для работы по франчайзинговой модели. Система даст возможность исключить существенные логистические, временные и маркетинговые затраты.

О продуктах

Планируя линейки продуктов и их дальнейшее развитие, я определил стратегию, которую считаю наиболее эффективной и финансово емкой. В двух словах ее можно описать как взаимосвязь и взаимодополняемость. По сути, это организация экосистемы из продуктов, которые производит компания. Яркие примеры — IKEA и Apple: флагманы в разработке и внедрении этой стратегии.

Изделия, которые мы разрабатываем, производим и продаем в «Самае маё», не просто дополняют друг друга. Благодаря заложенной модульности наши вещи в комплексе приобретают новые функциональные ценности и полезные качества.

Например, «Собальник» — спальник для собак. Мы постарались из самой обычной подстилки сделать вещь с дополнительными функциями. К непромокаемому матрасу разъемными молниями пристегивается легкое стеганое теплое одеяло — получается полноценный спальник, в котором питомец может укрыться во время отдыха.

Если собака размером не с таксу или в поход собрались два любителя посидеть на влажной земле — комплект легко увеличивается вдвое, достаточно пристегнуть такой же. Можно докупить матрас или одеяло отдельно и пользоваться «полуторкой» — молнии и конструкция позволяют.

Вот-вот мы запустим в серию толстенный мягкий домашний матрас, который дополнит спальное место и добавит комфорта хвостатому другу. В итоге одно и то же изделие можно использовать в нескольких комбинациях или размерах, в качестве подстилки для питомца, пледа или туристического коврика для себя.

Еще один пример. Как я уже сказал, мы разработали абсолютно непромокаемый гамак для перевозки собак в машине. Буквально несколькими движениями рук гамак из одиночного, на одно заднее сиденье, превращается в двойной, защищающий всю обивку задних сидений от грязных лап любимца. В этот гамак как влитой помещается собальник, превращая аскетичную защитную конструкцию в место, приятное для отдыха и путешествий.

Для хранения и переноски собальника и гамака мы выпустили специальную сумку-перевертыш «Все свое», в которой найдется место еще и для мягкой бескаркасной миски «Приятного аппетита», пакета с кормом и сумочки «Чистая совесть» для полезных мелочей. Все необходимые для путешествия вещи в одном месте — это и есть взаимодополняемость в чистом виде.

Я стремлюсь к тому, чтобы любое изделие «Самае маё» было модульным, экосистемным, дополняемым. И это стремление не искусственное.


Согласитесь, придумывать и продавать хорошие вещи и самому приятно.


Я хочу, чтобы красивыми были не только изделия. Интернет-магазин — основной инструмент продаж, лицо фабрики. Особое внимание уделяю качественным фотографиям и детальным описаниям продуктов человеческим, не бюрократическим языком. Этим тоже занимаются профессионалы, никакой самодеятельности и «телефонных» фоток.

Еще мы стараемся называть вещи «теплыми» именами, это одна из наших фишек. Согласитесь, даже собаке приятнее спать в уютном «Собальнике», чем в непонятном изделии с труднопроизносимым артикульным названием. Сумка «Все свое», гамак «С нами пес», миска «Приятного аппетита» или сумочка «Чистая совесть» — в каждом названии читается функция изделия.

Бизнес бизнесом, но иногда надо помогать тем, кому приходится сложно. Один из моих псов был парализован, у него отказали задние лапы. Я для него придумал и смастерил специальные прогулочные подтяжки-ходунки. Конструкция получилась простая, но решающая задачу, ее одобрили ветврачи, и теперь мы помогаем всем желающим абсолютно бесплатно.

О продвижении

Сейчас меня в большей степени интересуют продажи, хочу прочувствовать обратную связь, посмотреть на реакцию людей. Поэтому в рекламе ставку делаю на интернет: работу с поисковиками и продвижение в социальных сетях.

Основные площадки — Instagram и Facebook, в ВКонтакте и Одноклассниках пока просто «застолбили» места, делаем публикации, но не уделяем должного внимания их продвижению. В ближайшем будущем начнем развивать свой YouTube-канал.

Интернет в общем и социальные сети в частности — среда для рекламных активностей весьма динамичная, поддающаяся анализу «на лету». Сейчас мы экспериментируем с форматами и аудиториями, настраиваем таргетированную рекламу, анализируем ее эффективность, отключаем неработающие объявления и плохо реагирующие аудитории — в общем, используем все инструменты, которые предоставляет рекламный кабинет Facebook.

Рекламные активности отданы на аутсорс. Затраты анализируются, прямо сейчас сложно давать однозначную оценку: у нас, к сожалению, не было возможности заранее подготовить социальные сети к запуску, но реклама, запущенная в первые дни, принесла и первые заказы. Дополнительный источник трафика — моя личная страница в Facebook.

О продажах

Интернет-магазин «Самае маё» открыли в середине ноября 2018 года. Продажи «пошли» с первого же дня. Покупают активно, по несколько продуктов сразу, рекорд — 12 изделий.

Вот несколько цифр:

  • Средняя покупка — 2,1 изделия
  • Средний чек — 56 белорусских рублей
  • Наличными платят приблизительно 71% людей, пластиком — 22%, безналом — около 7%
  • Повторные покупки уже совершили 12% покупателей
  • Доля заказов через интернет-магазин — 93%, из них чуть больше 20% купили, используя стационарный компьютер, около 80% — сделали заказ с мобильного телефона или планшета.

О планах

Будущее у нас однозначно светлое:)

В планах запускать в серию 1−2 новых продукта в месяц и в обозримом будущем создать 3−4 линейки продуктов по 12−15 бестселлеров в каждой. Исходя из личного опыта могу сказать, что эта задача вполне реальна.

Ближайший год работать, развиваться, тестировать изделия, маркетинг и продажи буду в Беларуси, затем по франчайзинговой модели начну расширение в Россию и Украину, а затем и в дальнее зарубежье.

Закрыть меню